AA+
  1. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ

5.1. Общие положения генерального плана развития инфраструктуры ГНПП

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» в рамках проекта ТЭО должен быть разработан проект планировки ООПТ и ее инфраструктуры (генеральный план развития инфраструктуры). Для национальных парков он включает перечень необходимых объектов, как производственного, так и туристско-рекреационного назначения, а также вспомогательной инфраструктуры (культурно-бытового и коммуникационного назначения, включая инженерные сети и т.п.).

Генеральный план развития инфраструктуры является юридическим документом дальнейшего планирования развития территории ГНПП, проектирования отдельных объектов строительства, инженерных сетей и коммуникаций, туристских маршрутов и т.п.

Он является основным документом, определяющим природные и экологические условия планируемого и перспективного проектирования сроком на 10 лет с учетом прогноза развития территории и пороговых ресурсных ограничений (СНиП РК 3.01-01-2004).

Подготовка генерального плана развития инфраструктуры основывается на сборе и анализе следующей исходной информации:

  • сведения об изученности объектов планирования (охват его территории материалами изысканий различного масштаба и направленности, наличие архивных и других данных о его истории), перечень ранее выполненных и прочих работ, учет которых обязателен при проектировании;
  • данные по современному состоянию и имеющимся программам развития территории;
  • сведения по современному использованию территории;
  • данные исследований, анализа и прогноза санитарно-гигиенических условий и экологической ситуации;
  • данные социологических, демографических и социально-экономических обследований;
  • данные по характеристике жилой и общественной застройки, объектов промышленности, коммунального хозяйства, транспортной системы и строительной базы;
  • картографические и справочные материалы результатов инженерных изысканий и исследований;
  • историко-архитектурные планы, материалы размещения и зон охраны памятников истории и культуры;
  • директивные материалы по территории проектируемого объекта, имеющие отношение к его развитию, постановления, решения и другие документы исполнительных и представительных органов, общественных и хозяйственных организаций;
  • материалы топографо-геодезической подосновы соответствующих масштабов и инженерно-геологических изысканий.

Развитие инфраструктуры на территории ГНПП заключается в последовательном решении необходимых мероприятий по планомерному размещению всех его элементов, в том числе административно-хозяйственному и рекреационному строительству. Оно базируется на тщательном анализе современного состояния природных, социально-экономических и экологических особенностей территории. Кроме того, учтены также ретроспективные и перспективные аспекты организации и деятельности ГНПП.

В связи с тем, что создаваемый Тарбагатайский ГНПП - особо охраняемая природная территория, базовой основой планирования дальнейшего развития инфраструктуры и связанной с ней туристско-рекреационной и хозяйственной деятельности, является функциональное зонирование.

При планировании размещения объектов инфраструктуры учитывались инженерно-геологические, геоморфологические, ландшафтные и природоохранные особенности территории на основе анализа тематических карт и комбинации различных сценариев на их основе с использованием возможностей технологий ГИС.

Планируемые объекты капитального строительства приурочены к зоне ограниченной хозяйственной деятельности и участкам, благоприятным с позиции инженерно-геологических и других критериев, а также удобных в плане наличия инженерных сетей и коммуникаций. В отдельных случаях, планируется строительство подъездных путей, участков новых дорог, а также других инженерных сетей.

В отличие от других ООПТ в национальных парках особое значение уделяется туристской и рекреационной деятельности, успех и экономическая эффективность которой напрямую зависит от создания специальной инфраструктуры. В связи с этим, проектом предусмотрено развитие инфраструктуры рекреации и туризма, с учетом специфики природных условий, обеспечивающее комфортность для посетителей и устойчивое развитие туристско-рекреационной деятельности.   

Генеральный план развития инфраструктуры является базовой основой разработки проектно-сметной документации (ПСД) по каждому отдельному планируемому объекту.

Планирование и проектирование конкретных объектов капитального строительства, прокладки инженерных сетей и благоустройства на территории Тарбагатайского ГНПП, предусмотренных генеральным планом развития инфраструктуры, должно осуществляться с учетом следующих общих требований:

  • при размещении и обустройстве любых объектов строительства необходимо соблюдать требования Закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» и  «Положения о национальном парке»;
  • в случае наличия на территории национального парка и его охранной зоны памятников археологии, истории и культуры, необходимо предварительное обследование и согласование всех площадок строительства с государственными органами охраны памятников истории и культуры;
  • архитектурный облик и размещение объектов строительства должны соответствовать окружающему ландшафту и в максимальной степени отражать местный национальный колорит;
  • все объекты, связанные с рекреационной и туристской деятельностью, должны строиться по специальным проектам в соответствии с действующим Законодательством РК, в том числе, республиканскими нормативными документами (СНиП, СанПиН и т.п.).

Финансирование строительства объектов производственной инфраструктуры, непосредственно связанной с деятельностью национального парка (хозяйственной, научной, туристской и т.п.) должно осуществляться из средств государственного бюджета. Кроме того, объекты туристского и рекреационного назначения, предусмотренные генеральным планом, могут быть построены на территории ГНПП за счет инвесторов, в том числе на условиях аренды участка под строительство, сроком на 49 лет, на конкурсной основе (по лотам).

Вопросы возможности строительства и реконструкции объектов с природоохранной и экологической точек зрения разрабатываются на стадии схемы генерального плана в соответствии с п.5 статьи 45 и п.2 статьи 46 Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях». В дальнейшем, потенциальный проектировщик, застройщик или инвестор выбираются на основе конкурса в соответствии с Правилами проведения конкурсов на строительство объектов туристского и рекреационного назначения на особо охраняемых природных территориях, утвержденных Постановлением Правительства РК от 7.12.2006 г. № 1181.

 

 

 

 

5.2. Существующая инфраструктура и расселение на проектной территории

На участках территории, планируемых под создание Тарбагатайского ГНПП, в настоящее время инфраструктуры в виде капитальных строений, дорог с твердым покрытием, мостов и других инженерных сетей и коммуникаций нет. В горах на землях крестьянских хозяйств имеются временные сезонные объекты (юрты, навесы) и к ним подходят полевые дороги.

Ранее построенные мосты через реки практически полностью разрушены и не используются из-за аварийного состояния. Основная территория парка в горах Тарбагатай труднодоступна. Проезды на автотранспорте возможны только по отдельным ущельям, при этом дороги не безопасны. Сквозных полевых дорог на перевал и далее, на северный макросклон хребта Тарбагатай, мало. В основном они имеются в более низкой, западной, части гор. На других горных участках (горы Карабас, Аркалы) также имеются единичные полевые дороги, по которым перемещается только местное население.

Наиболее посещаемыми в настоящее время являются участки, приуроченные к долинам рек Уржар, Катынсу и Эмель. Они используются в основном для отдыха местного населения, а  на террасе вдоль р.Эмель, на землях крестьянских хозяйств ставят юрты и сооружают загоны для скота.

Населенных пунктов и постоянного населения на проектной территории также нет. Туризм здесь совсем не развит, поэтому туристов и отдыхающих, даже в летний сезон практически нет. По территории, планируемой под национальный парк, проходят транзитные пути к землям крестьянских хозяйств, и перегоняется скот на джайляу. Все используемые для этих целей дороги выведены в зону ограниченной хозяйственной  деятельности и передвижение по ним не запрещено.

Населенные пункты расположены в предгорной части, они могут служить хорошей базой для развития туризма в Тарбагатайском национальном парке. Планируется вовлечь в эту сферу местное население в части оказания услуг для проживания и питания туристов, предоставления лошадей для обслуживания туристских маршрутов и т.п.

 

5.3. Планируемая производственная инфраструктура на участках ГНПП

Основная цель создания парка - это сохранение и восстановление численности обитающих редких видов животных и птиц, поддержание численности промысловых видов, популяций редких растений и яблоневых лесов. Выполнение этих задач предполагает создание сильной, хорошо подготовленной системы охраны. 

В связи с этим при проведении функционального зонирования выделено 70 обходов. Кроме того, на территории Тарбагатайского государственного природного заказника планируется организация службы охраны из 12 человек, на территории Кулунджинского заказника – 2 человек.

Центральную усадьбу Тарбагатайского ГНПП предлагается разместить в п. Урджар. Проектом предусматривается организация типовых одно- и двухквартирных круглогодичных кордонов (Табл.5), а также ряда других необходимых для природоохранной деятельности ГНПП объектов капитального строительства.

Строительство всех кордонов предусматривается непосредственно на территории парка в зоне ограниченной хозяйственной деятельности, а также в близ лежащих поселках, что позволит снизить нагрузку на заповедное ядро парка и улучшить систему его охраны. Возможны варианты выкупа готовых зданий и сооружений у местного населения. Очередность возведения и конкретное местоположение отдельных объектов определяется администрацией парка с учетом сложившейся на момент строительства ситуации с финансированием и социально-экономической обстановкой в Уржарском районе ВКО. Авторами проекта на первом этапе развития ГНПП рекомендуется строительство нескольких круглогодичных кордонов и усадьбы парка с сопутствующими производственными помещениями (Табл.6).

 

 

Таблица 5 - Строительство объектов производственной инфраструктуры Тарбагатайского ГНПП указаны номера существующей квартальной сети Уржарского лесничества Тау-Далинского филиала ГЛПР «Семей орманы».

№№

Название объекта

Местоположение

Необходимые здания и сооружения

Стоимость,

млн. тенге

В населенных пунктах

1

Центральная усадьба. Ремонтная база. Гараж. Котельная

а. Уржар

Согласно отдельному проекту

1 676,2

2

Лесная пожарная станция

2 –го типа

а. Уржар

Типовая

630,0

3

Жилой дом

а. Уржар

Типовое 200 м2 – 7 домов

490,8

4

Без названия

пос. Ельтай

Типовой 100 м с хозпостройками и баней

25,0

5

Без названия

пос. Коктал

Типовой 100 м 2 с хозпостройками и баней

25,0

6

Без названия

пос. Кольденен

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

45,0

7

Без названия

пос. Кокозек

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

45,0

8

Без названия

пос. Бургон

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

45,0

9

Без названия

пос. Некрасовка

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

45,0

10

Без названия

пос. Карабуйрат

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

45,0

11

Без названия

пос. Кызылжулдыз

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

45,0

12

Без названия

пос. Каратума

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

45,0

На территории ГНПП

13

Кордон Куигенкора

горы Аркалы у зимовки Куигенкора

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней, бурение скважины

48,0

14

Кордон Саналья

горы Аркалы, у зимовки Саналья

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней, бурение скважины

48,0

15

Кордон Жалтезек

горы Аркалы р. Жалтезек (возле зимовки)

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней, бурение скважины

 48,0

16

Кордон Карабас

горы Карабас (у зимовки на юге)

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней, бурение скважины

 48,0

17

Кордон Кепели

ущ. Кепели, без квартала  

 

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней. Паркинг, КПП

 50,0

18

Кордон Актасты

ущ. Актасты, без квартала

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

 45,0

19

Кордон Кельдемурат

ущ. Кельдымурат, без квартала

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

 45,0

20

Кордон Карагайлы

ущ. Карагайлы, без квартала

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

 45,0

21

Кордон Шолактерек

ущ. Шолактерек, без квартала

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

 45,0

22

Кордон Кольденен

р. Кольденен, кв.14

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

 45,0

23

Кордон Бесбулак

р.Бесбулак, кв.14

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

 45,0

24

Кордон Кольжайлау

ур. Кольжайлау, без квартала

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

 45,0

25

Кордон Среднепасечный

междуречье р. Бесбулак и

р. Среднепасечный, кв. 14

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

 45,0

26

Кордон Жолбулак

междуречье р. Каракол – р.Жолбулак,кв.22

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней. Паркинг, КПП

 48,0

27

Кордон Алет

ур. Алет, кв.3, возле пасеки

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней. Паркинг, КПП

48,0

28

Кордон Уржарка

р. Уржарка, без квартала

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

 45,0

29

Кордон Мохнатка

р. Мохнатка, без квартала

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней. Паркинг, КПП

48,0

30

Кордон Теректы

р. Теректы, без квартала

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

 45,0

31

Кордон Каракол

р. Каракол, кв.33, возле пасеки

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

 45,0

32

Кордон Карашилик

р. Карашилик, кв.37

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

 45,0

33

Кордон Жаланаш

р. Жаланаш

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

 45,0

34

Кордон Кусак

р. Кусак, кв.13

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней. Паркинг, КПП

48,0

35

Кордон Базар

р. Базар, кв.2

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

 45,0

36

Кордон Калмактума

ур. Калмактума

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

 45,0

37

Кордон Кулантай

ур. Кулантай, кв.5

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

 45,0

38

Кордон Алет-2

ур. Алет, кв.4

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней

 45,0

39

Кордон Уржар

р. Уржар, кв.9

Кустовой 200 м 2 с хозпостройками и баней. Паркинг, КПП

48,0

40

КПП

ур. Алемды, кв.29

Отдельное здание 25 м2. Паркинг

12,0

41

Пожарно-наблюдательный пункт

ур Кепели, без квартала

 

Оборудованная вышка

0,7

42

Пожарно-наблюдательный пункт

ур. Актасты, без квартала

 

Оборудованная вышка

0,9

43

Пожарно-наблюдательный пункт

ущ Калмактума, кв.5

 

Оборудованная вышка

0,9

44

Пожарно-наблюдательный пункт

ущ. Алет, кв.4

 

Оборудованная вышка

1,2

45

Пожарно-наблюдательный пункт

ущ Мохнатка, без квартала

Оборудованная вышка

1,2

46

Пожарно-наблюдательный пункт

ущ Карашилик, кв.33

 

Оборудованная вышка

1,5

47

Вертолетная площадка

возле а. Уржар

Оборудованная площадка

0,5

ВСЕГО

 

 

 2 751,7

 

 

Таблица 6 – Рекомендуемая очередность объектов капитального строительства для непосредственной деятельности Тарбагатайского ГНПП

Объект

Мероприятия

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018-2020 гг.

2021-2024 гг.

Кол-во объектов

Цена, млн. тенге

Стоимость, млн. тенге

Кол-во объектов

Цена, млн. тенге

Стоимость, млн. тенге

Кол-во объектов

Цена, млн. тенге

Стоимость, млн. тенге

Кол-во объектов

Цена, млн. тенге

Стоимость, млн. тенге

Кол-во объектов

Цена, млн. тенге

Стоимость, млн. тенге

Тарбагатайский государственный национальный природный парк

1

Цент. усадьба. Наружные электросети и здание трансфор. подстанции. Ремонтные мастерские и гараж. Котельная и тепловые сети

Строительство. Отопление. Септик. Подключение к ЛЭП. Водоснабжение.

Обустройство территории

 

1

531,7

531,7

1

 

558,3

558,3

1

586,2

586,2

 

 

 

 

 

 

2

Лесная пожарная станция 2 типа с водонапорной башней

Строит--ство. Отопление. Септик. Подключение к ЛЭП. Обустройство территории

 

 

 

1

 

630,0

630,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Пожарно- наблюдательный пункт (вышка)

Строит-ство. Автоном. Энергообес-е. Обустройство территории

 

 

 

1

 

0,7

0,7

2

 

0,9

0,9

2

 

1,2

2,4

1

 

1,5

1,5

4

Кордон кустовой

Строит-ство. Отопление. Септик. Энергообеспечение. Обустройство территории

3

 

45,0

135,0

3

 

48,0

144,0

3

 

62,4

187,2

12

81,1

972,0

13

105,4

1370,2

5

Кордон  типовой

Строит-ство. Отопление. Септик. Подключение к ЛЭП. Обустройство территории

 

 

 

1

 

 25,0

 

1

 

32,5

 

 

 

 

 

 

 

6

КПП

Строительство. Отопл

ение. Септик. Автономное энергообеспечение. Обустройство территории

1

 

3,0

3,0

1

 

3,9

3,9

2

 

5,0

10,0

2

 

6,5

13,0

1

 

12,0

12,0

7

Вертолетные площадки

Строит-ство. Обустройство территории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

0,5

0,5

 

 

 

8

Жилой дом 2х-квартирный

Строительство. Отопление. Септик. Подключение к ЛЭП. Обустройство территории

1

 

40,0

40,0

 

 

 

1

 

52,0

52,0

2

 

67,6

135,2

3

87,9

263,6

 

ИТОГО

 

6

 

 619,7

8

 

 1336,9

10

 

 836,3

19

 

 1123,1

18

 

 1645,8

Тарбагатайский государственный природный заказник

9

Кордон кустовой

Строит- ство. Отопление. Септик. Автономное энергообеспечение. Обустройство территории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

45,0

135,0

3

58,5

175,5

Кулунджунский государственный природный заказник

10

Кордон кустовой

Строит-ство. Отопление. Септик. Автономное энергообеспечение. Обустройство территории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

45,0

45,0

 

 

 

 

ИТОГО

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

180,0

3

 

175,5

 

ВСЕГО

 

6

 

 619,7

8

 

 1336,9

10

 

 836,3

23

 

1303,1

21

 

1821,3

                                     

 

5.4. Планируемое расселение персонала на территории парка

В связи с тем, что на территории проектируемого национального парка планируется развитие инфраструктуры, как для обеспечения непосредственной деятельности по охране природных комплексов и экосистем и т.п., так и туристско-рекреационной деятельности, генеральным планом запланировано строительство капитальных объектов (кордоны, базы отдыха и т.п.), где постоянно или временно будут находиться сотрудники и посетители. Все они формируют состав населения ГНПП.

Население ГНПП по категориям пребывания подразделяется на постоянное и временное. Большая часть сотрудников ГНПП будет проживать в близ лежащих населенных пунктах, в частности, в селах Уржар, Кокозек, Каратума, Карабута, Некрасовка, Новоандреевка, Карабуйрат и других. 

Постоянное. Непосредственно на основной территории парка население не многочисленно. Постоянно на кордонах проживают инспектора охраны и их помощники, которые в силу своих служебных обязанностей должны находиться на территории парка. Вместе с ними проживают члены их семей.

Временное население парка составляют сотрудники, проживающие на территории центральной усадьбы (а. Уржар) и в близлежащих к природному парку населенных пунктах, прибывающие на территорию парка с целью проведения научно-исследовательских работ, туристской и рекреационной деятельности или исполнения других служебных обязанностей.

Расселение по территории парка имеет диффузный характер, огромные пространства территории не заселены. Это позволяет сохранять естественное состояние природных комплексов. В настоящее время средняя плотность населения на территории ГНПП составляет менее 1 чел/км2.

С учетом существующей и планируемой организационной структуры национального парка, характер расселения будет сохраняться. На отдельных участках возможно незначительное увеличение численности постоянного и, особенно, временного населения за счет обслуживающего персонала объектов туристско-рекреационного назначения. Несмотря на это, в ближайшие 10 лет численность населения на основной территории ГНПП не превысит 500 чел, таким образом, плотность населения будет сохраняться не более 1 чел/км2. Это позволит избежать увеличения антропогенных нагрузок на природные комплексы и экосистемы.

В то же время, развитие инфраструктуры туризма будет способствовать увеличению кратковременно пребывающего населения (туристы, отдыхающие) в  период с мая по сентябрь. Проектом предусмотрено строительство специальных объектов туристско-рекреационного назначения, где будет сконцентрирована основная масса рекреантов. Во избежание антропогенного воздействия на природные экосистемы эти участки будут максимально благоустроены (пешеходные дорожки, специальные тропы, парковки для машин, площадки для палаточных лагерей и т.п.), что позволит поддерживать их высокую рекреационную емкость. Кроме того, создание гостевых домов рядом с кордонами решает проблему диффузного расселения туристов и рекреантов по территории парка и обеспечение популярного в настоящее время «тихого» отдыха на природе. Это также дает возможность создания дополнительных рабочих мест женам и взрослым детям инспекторов охраны в качестве обслуживающего персонала в период туристского сезона.

 

5.5. Планируемая инфраструктура рекреации и туризма

На территории парка предусматривается строительство Визит-центра с научной базой и ряда других капитальных (Табл.7) и сезонных (Табл.8) объектов туристско-рекреационного назначения.

Визит-центр планируется построить на центральной усадьбе ГНПП в а. Уржар. Взит-центр необходим для приема ученых и специалистов, приезжающих в ООПТ с научными и служебными целями, а также визитеров из местного населения, туристов, волонтеров и др. Это должно быть здание в современном стиле, где расположены: музей ГНПП, оборудованные кабинеты для научной работы посетителей, библиотека с доступом к Интернет, конференц- и кинозал, кафе на 20 мест. Рядом обязательно должен быть паркинг. Главная цель Визит-центра – общее предварительное ознакомление посетителей с деятельностью ГНПП, туристскими маршрутами и предлагаемым перечнем услуг через демонстрацию фильмов, просмотр буклетов, карт и т.п. Это необходимо для выбора маршрутов, услуг и получения полной информации об их качестве и стоимости. Здесь специалисты ГНПП формируют группы по интересам для их дальнейшего ознакомления с достопримечательностями парка.

 

Также в а. Уржар предполагается возведение отдельных зданий гостиничного типа, всего на 50 человек, оборудованных септиком, душем и туалетом, полностью обустроенной территорией. 

По южной границе ГНПП планируется построить 4 турбазы, одну из них, ближайшую к п.. Уржар - в ур. Калмактума, круглогодичного использования. Предусматривается создание комплексов зданий и сооружений малой этажности, ориентированных на отдых и кратковременное проживание от 12 до 40 человек, бытовых корпусов (душевые кабинки и туалеты), кафе,  спортивных площадок.

В ур. Кусак необходимо также построить конюшню на 30 голов с помещением для персонала, для организации конных прогулок и торговли кумысом.

Сезонные туристские объекты, предусмотренные настоящим проектом, представляют собой юрточные городки, палаточные лагеря и оборудованные места отдыха для туристов и рекреантов, посещающих ГНПП в летнее время. При этом места их размещения остаются постоянными, для этого проектом предусмотрено оборудование специальных площадок, фундаментов для юрт, обустройство биотуалетов, парковок для автотранспорта.

Очередность строительства объектов туристского и рекреационного назначения определится администрацией ГНПП на основании анализа реальных потребностей рекреантов и посетителей парка. В таблице 7 приведены ориентировочная стоимость строительства тех объектов для развития туризма и рекреации на территории Тарбагайского ГНПП, возведение и функционирование которых должно быть профинансировано государством. Объекты, строительство которых возможно за счет инвестиций заинтересованных арендаторов, распределены в таблице 7 по лотам. Все сезонные объекты  (Табл.8), организация и обслуживание которых возможно за счет взаимовыгодного сотрудничества  ГНПП с арендаторами, также распределены по лотам.

Размещение объектов на территории парка показано на картах развития инфраструктуры (Приложение. Картографические материалы).

 

Таблица 7 - Планируемые объекты капитального строительства для развития туризма в Тарбагатайском ГНПП 

 

Наименование объекта

Местоположение

Площадь, га

Планируемые мероприятия

Стоимость,

млн. тенге

1

Визит-центр

п. Урджар

0,03

Строительство 2 –этажного здания,   библиотека, музей, конференц-зал, комнаты для занятий. Автопарковка. Подключение ко всем поселковым коммуникациям. Обустройство территории

65,0

2

Гостиница

п. Урджар

1,0

Строительство коттеджей, кафе, автопарковка, подключение ко всем поселковым коммуникациям. Обустройство территории

91,0

3

Туркомплекс

ущ. Калмактума

кварт. 5

1,5

10 коттеджей на 4 человека, 2-местные номера, бытовой корпус с септиком, кафе, автостоянка, миниГЭС. Обустройство территории

Лот №1

4

Туркомплекс

ур.Кольденен,

кв.14

1,5

8 коттеджей на 4 человека, 2-местные номера, бытовой корпус с септиком, кафе, автостоянка, миниГЭС. Обустройство территории

Лот №2

5

Туркомплекс

ур. Мохнатка, без квартала

 

1,5

8 коттеджей на 4 человека, 2-местные номера, бытовой корпус с септиком, кафе, автостоянка, миниГЭС. Обустройство территории

Лот №3

6

Туркомплекс

ур. Алемды,

кв 29

1,5

8 коттеджей на 4 человека, 2-местные номера, бытовой корпус с септиком, кафе, автостоянка, миниГЭС. Обустройство территории

Лот №4

7

Конюшня

ущ. Кусак

Кв.13, (поблизости от кордона)

0,6

Помещение и загон на 30 голов, помещение для персонала

2,6

ВСЕГО

7,63

 

 158,6

 

 

 

Таблица 8 - Планируемые сезонные объекты для развития туризма в Тарбагатайском ГНПП

 

 

Наименование

объекта

Местоположение

Площадь,

га

Планируемые мероприятия

Лот

1

Юрточный городок (палаточный лагерь)

ущ. Шолактерек, без квартала поблизости от кордона, 

0,20

Юрты (палатки), туалет, душ, септик, места  для приготовления пищи, навес,  мусоросборники

Лот №1

2

2 места отдыха

По ущелью р.Калмактума, кв.5, на удобных участках

0,06

Навесы, скамейки, столики, места для приготовления пищи, туалеты, мусоросборники

Лот №2

3

3 места отдыха

Вверх по ущелью р.Кулантай,  кв.5, на удобных участках

0,09

Навесы, скамейки, столики, места для приготовления пищи, туалеты, мусоросборники

Лот №3

4

 4 места отдыха

По ущелью р.Шолактерек, без квартала, на удобных участках

0,12

Навесы, скамейки, столики, места для приготовления пищи, туалеты, мусоросборники

Лот№4

5

3 места отдыха

По ущелью р.Колденен, кв. 14, на удобных участках

0,09

Навесы, скамейки, столики, места для приготовления пищи, туалеты, мусоросборники

Лот  №5

6

2 места отдыха

Вверх по ущелью р.Каначки, без квартала

0,06

Навесы, скамейки, столики, места для приготовления пищи, туалеты, мусоросборники

Лот №6

7

5 мест отдыха

Вверх по ущелью р.Мохнатка, без квартала, на удобных участках

0,15

Навесы, скамейки, столики, места для приготовления пищи, туалеты, мусоросборники

Лот №7

8

3 места отдыха

По ущелью р.Теректы, без квартала, на удобных участках

0,09

Навесы, скамейки, столики, места для приготовления пищи, туалеты, мусоросборники

Лот №8

9

2 места отдыха

По ущелью Алемды, без квартала, на удобных участках

0,06

Навесы, скамейки, столики, места для приготовления пищи, туалеты, мусоросборники

Лот№9

10

2 места отдыха

По ущелью Кусак, без квартала, на удобных участках

0,06

Навесы, скамейки, столики, места для приготовления пищи, туалеты, мусоросборники

Лот№10

11

2 места отдыха

По ущелью Жаланаш, без квартала, на удобных участках

0,06

Навесы, скамейки, столики, места для приготовления пищи, туалеты, мусоросборники

Лот№11

12

2 места отдыха

По ущелью Шигара, без квартала, на удобных участках

0,06

Навесы, скамейки, столики, места для приготовления пищи, туалеты, мусоросборники

Лот№12

13

2 места отдыха

По ущелью Кельдымурат, без квартала, на удобных участках

0,06

Навесы, скамейки, столики, места для приготовления пищи, туалеты, мусоросборники

Лот№13

ВСЕГО

1,16

 

 

 

5.6. Инженерные сети и коммуникации

  

  1. 6.1. Водоснабжение и канализация

Водоснабжение. По обеспеченности поверхностными водами район относится к ограниченно благоприятным. Интенсивный водозабор привел к падению уровня ряда рек в нижней части стока.

В связи с тем, что на участках проектируемого ГНПП отсутствует централизованное водоснабжение, обеспечение водой кордонов и туристских объектов предусматривается от поверхностных и подземных источников после предварительной обработки. Обеспечение водой на хозяйственно-питьевые нужды работников центральной усадьбы, производственной базы, Визит-центра и гостиниц предусматривается от централизованного источника водоснабжения в а..Уржар.

В расчетах приняты следующие нормы водопотребления, выраженные  в литрах на человека в сутки:

  • для жилых зданий, оборудованных централизованным горячим водоснабжением, – 230;
  • для жилых зданий, оборудованных водопроводом, канализацией и местными водонагревателями – 160;
  • для сельских населенных пунктов и кордонов – 150;
  • для санаториев, профилакториев – 400;
  • для домов отдыха, пансионатов, туристских баз – 300;
  • для баз отдыха, туристских приютов, летних лагерей, кемпингов – 150;
  • для лагерей детского отдыха – 250;
  • для мест и площадок кратковременного массового отдыха – 50.

На полив зеленых насаждений и усовершенствованных покрытий принят расход воды из расчета 50 л/сут. на одного жителя или отдыхающего.

На неучтенные расходы принят расход воды в размере 10% от хозбытового водопотребления. Кроме того, на нужды центральной усадьбы и производственной базы (гаражи, ремонтно-механические мастерские и т.п.) принят дополнительный расход воды в размере 20% от расходов на хозяйственные нужды. Учтены расходы воды для скота,  находящегося в индивидуальном пользовании.

Нормы водопотребления приняты менее средних на 10-15% в связи с ограниченностью водных ресурсов.

Норма водопотребления на 1 чел. составляет 16 л/сутки, а для производственных нужд-50 л/ сутки. Количество водопотребления из расчета на планируемые штаты, население на кордонах  составит 5,9 тыс. литров в сутки и 2153,5 тонны в год.

Для окончательного решения проблемы водоснабжения необходимо проектирование и строительство внутрипоселковых сетей водопровода.

Канализация. На рассматриваемой территории централизованная система канализации отсутствует. Отведение сточных вод от жилых застроек осуществляется в выгребные ямы и надворные постройки без устройства изолирующих систем.

Учитывая природоохранный статус территории, на которой размещаются проектируемые объекты, необходимо принятие предупредительных мер по недопущению загрязнения окружающей территории сточными водами. Для решения вопросов канализации от административных, производственных зданий и жилых застроек приняты следующие основные положения:

- необходимо обеспечить определенную степень благоустройства застроек;

- предусмотреть такую систему канализации, которая обеспечит надежное удаление и очистку сточных вод;

- использование таких конструкций, которые позволяют произвести строительство и монтаж на месте, в короткие сроки с минимальным объемом строительных работ и за невысокую стоимость.

Канализация заполняется по местной системе через септики с последующим вывозом в места, согласованные с органами санитарной службы. Септики обустраиваются по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы и с учетом количества сточных вод, грунтовых и гидрологических условий. Размеры земельных участков, отводимых под сливные станции, и их санитарно-защитные зоны устанавливаются при разработке специальных проектов.

Нормы водоотведения от населенных пунктов городского типа, учреждений отдыха и промышленных предприятий приняты равными нормам водопотребления. Водоотведение сельских населенных пунктов принято равным 80% от водопотребления. Доля водоотведения, связанная с организацией отдыха всех типов, соответствует в целом доле водопотребления. Общее среднесуточное водоотведение в ГНПП составит 2153,5 тонны в год. 

Для отдельно расположенных небольших рекреационных объектов (туристские базы, палаточные лагеря), при отсутствии водоприемников даже небольшого количества очищенных стоков, может рекомендоваться очистка по траншейному методу, разработанному в Японии, или устройство биотуалетов. Биотуалет производительностью 6-15 л/сут. рассчитан на обслуживание 3-5 человек и устанавливается в сантехкабине без подключения к  водопроводу и канализации. Получаемый компост легко вывозится и может использоваться в качестве удобрения. Однако, учитывая удаленность мест установки биотуалетов от дорог хорошей проходимости, что значительно повышает стоимость их обслуживания, рекомендуется использование современных препаратов типа Байкал, Арго, Эко-М и им подобных, позволяющих превращать содержимое септиков в органическое удобрение без специальной техники и больших затрат.

Применение отечественных или зарубежных установок очистки и приемки сточных вод решается на последующих стадиях проектирования, конкретно для каждого объекта.

Санитарная очистка. Сбор и удаление твердых бытовых отходов предусматривается по контейнерной системе. У каждого объекта  парка устанавливаются контейнеры для мусора и твердых отходов с последующим их вывозом, для чего заключается договор с районной службой очистки. Обезвреживание удаляемых из контейнеров отходов производится на полигонах, где происходит накопление и минерализация отходов. Предусматривается организация единых полигонов ТБО (усовершенствованных свалок) для населенных пунктов и учреждений отдыха за пределами национального парка.

Конкретный способ утилизации и объем отходов по каждому источнику должен быть определен на следующей стадии проектирования специализированными организациями.

 

5.6.2. Электроснабжение и теплоснабжение

Электроснабжение объектов парка предусматривается двумя способами: от существующих линий электропередач, где есть такая возможность, и от гелиоустановок и мини-ГЭС на кордонах в связи с их высокой степенью экологичности и экономической выгодностью.

Электроснабжение кордонов предусматривается автономными системами электроснабжения, работающими на переработке солнечной и водяной энергии в электрическую.

В качестве источников теплоснабжения строящихся объектов предлагается индивидуальные отопительные агрегаты и печи, работающие на твердом топливе и электричестве.

Целесообразно проведение дополнительных научно-исследовательских и проектных разработок для обоснования использования альтернативных энергоисточников. Наиболее перспективным представляется организация горячего водоснабжения объектов рекреации и туризма в летний период за счет использования солнечной энергии в гелиоводонагревательных установках. На случай временного снижения радиационного баланса гелиоустановки оборудуются трубчатыми электронагревательными элементами (ТЭН). Удельные затраты на сооружение гелиоустановок с ростом их производства,  отработкой конструктивных решений и совершенствованием технологии неуклонно снижаются. Капиталовложения в устройство системы окупаются в течение нескольких лет за счет экономии затрат на органическое топливо.

 

5.6.3. Слаботочные устройства

Для обеспечения полноценного функционирования настоящим проектом предусматривается обеспечение парка средствами связи. Необходимо создать системы стационарной и мобильной связи и телефонизировать усадьбу, предусмотреть пользование Internet.

Кроме телефонной связи, для оперативной работы персонала предусматривается радиотелефонная связь. На центральной усадьбе и производственно-хозяйственной базе для связи с кордонами предлагается размещение стационарных радиостанций и оснащение инспекторов портативными радиостанциями.

Для приема телевизионных передач на отдаленных участках (кордонах) следует предусмотреть установку спутниковых антенн. 

 

5.6.4. Дорожная сеть

В настоящее время дорожная сеть в пределах парка развита удовлетворительно и представлена сетью проселочных дорог. В целях обеспечения парка транспортной сетью, с учетом его статуса предлагается поддержание всех дорог в надлежащем состоянии для снабжения необходимыми материалами и выполнения охранных функций всех организуемых кордонов и обходов.

Перспективное развитие внешних транспортных связей ГНПП решено, исходя из положения территории в системе республиканских и областных коммуникаций, параметров экономического развития Восточно-Казахстанской области и административных районов, на территории которых он расположен.

Главное внимание было уделено увязке существующей транспортной системы с планировочной структурой парка, охраной окружающей среды и повышением безопасности на дорогах.

С целью сохранения ландшафтов ГНПП в основу трассировки дорожной сети на территории был положен принцип максимального использования существующих дорог. По автодорожной сети предусматривается совершенствование существующей сети автодорог общего пользования.

При специализации перспективной сети автодорог, непосредственно обслуживающих ГНПП, был положен принцип перехода от чисто транспортных функций к туристским. В соответствии с функциональным зонированием принята следующая специализация дорог: соединительная, распределительная, подъезды, внутрихозяйственные, туристские тропы. Роль соединительных автодорог будут по-прежнему выполнять участки существующих дорог.

В качестве распределительных внутризональных дорог приняты все участки дорог, связывающие производственные и рекреационные объекты. К подъездным отнесены подъезды от распределительных и соединительных дорог к производственным объектам, кордонам, лесничествам учреждениям рекреации и т.п. Подъездные пути к новым объектам капитального строительства будут проектироваться в комплексе с ними, как элемент благоустройства территории.

Внутрихозяйственные дороги предназначены для патрулирования территории, проведения необходимых лесохозяйственных работ (охрана лесов, лесокультурные мероприятия и уход за лесом, доставка хозяйственных грузов и др.), а также обеспечения собственной рекреационной деятельности парка. Дороги проложены по существующим трассам. Генеральным планом и ТЭО предусмотрена реконструкция и строительство дорог внутрихозяйственного назначения. В целом для территории Тарбагатайского ГНПП необходимо осуществить капитальный ремонт 375 км грунтовых дорог, на что необходимо затратить 1 462,5 млн. тенге. На участках расположения проектируемого Тарбагатайского ГНПП имеется довольно хорошо развитая сеть рек и ручьев. Необходимо строительство 46 мостов на сумму 747,5 млн. тенге.

С целью предотвращения деградации почв и лесных насаждений в зоне туристской и рекреационной деятельности планируется прокладка туристских троп, которые будут специально обустроены, во избежание развития эрозии.

Специфика национального парка обуславливает особую роль транспорта в обслуживании территории и рекреационных сооружений. Непременным условием их функционирования является наличие транспортной сети, обеспечивающей, помимо хозяйственных функций, доставку рекреантов к местам отдыха и обратно, а также их обслуживание (бытовые и экскурсионные поездки). Транспортные коммуникации  обеспечивают доступность территории для посещения широких масс населения, что приводит к значительной нагрузке на природную среду. В связи с этим, генеральным планом и ТЭО предусмотрено строительство 7-ми контрольно – пропускных пунктов (КПП), которые обеспечат контроль на всех дорогах при въезде на территорию ГНПП. Также обеспечено максимальное исключение прохождения дорог в зонах заповедного режима и экологической стабилизации.

Для организации самостоятельно отдыхающих автотуристов предусматриваются платные автостоянки. Для жителей, постоянно проживающих на территории парка и обслуживающего персонала учреждений, рекреационный въезд в парк на индивидуальном транспорте предусматривается по пропускной системе, а стоянка его непосредственно на территории комплексов и учреждений отдыха. Специальными проектами строительства туристских, спортивных, лечебно-оздоровительных и других комплексов обязательно должно быть предусмотрено сооружение паркингов большой вместимости в соответствии с республиканскими нормативными документами.

Для обслуживания всех учреждений рекреации на перспективу принята ориентация на дальнейшее развитие общественного экологически чистого транспорта (электро-, газ). Автобусы будут осуществлять роль подвозящего транспорта от объектов внешнего транспорта. Поездки по обслуживанию учреждений рекреации складываются из трудовых поездок для обслуживающего персонала; культурно-бытовых, включающих доставку продуктов, грузов и экскурсионные; прибытия-убытия. Такого рода поездки обслуживаются собственным или арендуемым транспортом.

Доставка грузов производится автомобилями учреждений или арендуемыми автомобилями из грузовых автопредприятий близлежащих пунктов. Все грузы, перевозимые для обслуживания нужд парка и рекреационных учреждений, складываются из строительных, потребительских, топливных и грузов по очистке.

Обслуживание парка автомобилей намечается осуществлять на существующих и намечаемых на перспективу авто заправочных станциях и станциях технического обслуживания, размещенных в а. Уржар и др., которые предусмотрены в проектах районных планировок административных районов и соответствуют нормативным документам.

Техническое обслуживание транспорта учреждений рекреации предусматривается в автопредприятиях опорных населенных пунктов, а хранение его в крытых гаражах на территории учреждений рекреации. Транспорт Тарбагайского ГНПП обслуживается на собственной производственной базе.

 

 

Государственные программы